Мне кажется, слово "безумно" здесь ключевое.
Телеграмма И.И. Федюнинскому, А.А. Жданову, А.А. Кузнецову 23 октября 1941 года
Федюнинскому, Жданову, Кузнецову. Судя по вашим медлительным действиям, можно прийти к выводу, что вы еще не осознали критического положения, в котором находятся войска Ленфронта. Если вы в течение нескольких ближайших дней не прорвете фронта и не восстановите прочной связи с 54-й армией, которая вас связывает с тылом страны, все ваши войска будут взяты в плен. Восстановление этой связи необходимо не только для того, чтобы снабжать войска Ленфронта, но и особенно для того, чтобы дать выход войскам Ленфронта для отхода на восток для избежания плена, если необходимость заставит сдать Ленинград. Имейте в виду, что Москва находится в критическом положении и она не в состоянии помочь вам новыми силами. Либо вы в эти два-три дня прорвете фронт и дадите возможность нашим войскам отойти на восток в случае невозможности удержать Ленинград, либо вы все попадете в плен.
Мы требуем от вас решительных и быстрых действий. Сосредоточьте дивизий восемь или десять и прорвитесь на восток. Это необходимо и на тот случай, если Ленинград будет удержан, и на случай сдачи Ленинграда. Для нас армия важней. Требуем от вас решительных действий.
Сталин.
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 488. Л. 12–13.
Сравнить эту телеграмму с высером До///дя, мягко говоря, некорректно.
Да, "случай сдачи Ленинграда" просчитывался, как и Москвы, кстати.
Было бы глупо не рассматривать все возможные варианты разрешения критической ситуации: как благоприятные, так и крайне тяжелые в моральном и материальном аспекте.
Хотя бы, ради сравнения, анализа и принятия решения.
Здесь же посыл однозначный: войскам Ленфронта необходимо прорываться на Восток в любом случае.
Только и всего.
По факту, Ленинград и Москву удалось отстоять.
Дорогой ценой.
После чего, много лет спустя, сыто по-дилетантски rrассуждать на теплой уютной кухоньке, а что было бы, если... уже минимум неприлично, как мне кажется.