drug_goy (drug_goy) wrote,
drug_goy
drug_goy

Бурлаки на Волге





1870-1873. Холст, масло. 131,5 х 281. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Увеличить изображение: 800 х 600, 75 kb   1024 x 768, 118 kb

"Со смелостью, у нас беспримерною, Репин окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности". Эти слова выдающегося русского критика В.В. Стасова рисуют меру подвига молодого живописца, только что окончившего Академию художеств и получившего первую золотую медаль...

История создания Ильёй Репиным картины "Бурлаки на Волге" подробно описана в автобиографической книге "Далёкое - близкое".

Почти всё лето 1870 года Репин в компании молодых художников провел на Волге - в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево) в 15 верстах от Самары. Здесь он непосредственно наблюдал и близко познакомился с жизнью народа, окунулся в самую гущу бурлацкого быта.Здесь увидел красоту того русского характера, который и получил свое выражение в картине.

Здесь встретил одного из любимейших своих героев - Канина, и написал много эскизов к "Бурлакам", и сделал много зарисовок. Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник - со временем сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил мастер. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. И только в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Он и значительней всех, будто известно ему больше, чем остальным - не только подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором все грезят...

На картине Репина лапотники-бурлаки, несмотря на изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да и не нуждаются в ней. Могучая внутренняя, пока еще не осознанная ими сила живет в них. И кажется, нет такой преграды, что могла бы встать на пути и сдержать ее.

Источник
Tags: ЖИВОПИСЬ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments